Техника UniCarriers в РФ и Европе
Бренд Atlet на российском рынке успешно работает с 1997 года. Первые крупные поставки были осуществлены на завод Mars в г. Ступино Московской области. С брендом Atlet мы работали до 2012 года, когда шведский производитель вошел в состав UniCarriers. Тогда UniCarriers объединила такие бренды, как Atlet , Nissan Forklift и TCM. В свою очередь в 2017 году UniCarriers путем объединения с Mitsubishi Nichiyu стал частью концерна Mitsubishi Logisnext Co., Ltd. (оборот - 2 млрд.евро, объем производства - порядка 115 000 машин в год). Объединенная компания продвигает на рынок такие бренды, как UniCarriers, Nichiyu Mitsubishi, CAT® Lift Trucks, Rocla, TCM. Таким образом, Atlet по-прежнему присутствует на рынке и выпускается на том же заводе в пригороде Гетеборга, но теперь под брендом UniCarriers, сохраняя и развивая 50-летние традиции шведского производства.
Доля рынка UniCarriers в Европе и в России
На европейском рынке доля бренда составляет от 4 до 6%. Хотя есть и более успешные рынки, такие как Украина (15%), Португалия (11%) и Литва (16%). Для России этот показатель держится в среднем на уровне 4%. Однако есть разница в доле по отдельным классам: чем сложнее машина, тем доля UniCarriers выше.
Отличия в предпочтениях европейцев и россиян
Доли рынка отличаются в зависимости от сегмента. Так, на британском рынке мы практически не продаем штабелеры, зато реализуем много ричтраков, транспортировщиков и подборщиков заказов. А вот Германия - совсем другой рынок, тут основу составляют лоу-лифтеры (транспортировщики паллет). В Литве покупают флиты для дистрибьюторских центров: типичный набор - это ричтраки и много подборщиков. Польша берет ричтраки (как правило, в сложной комплектации) и самые разные штабелеры, включая машины с кабиной - стоячие и сидячие. Голландский рынок - один из самых технологичных, здесь популярны нестандартные исполнения. Шведский рынок хоть и не отличается значительной общей долей UniCarriers, но в отношении техники отдельных классов она достигает 50%.
Для UniCarriers в Европе характерны флиты и выкуп погрузчиков. Например, 10 ричтраков и 20 транспортировщиков. А типичный флит распределительного центра cетевого ритейла таков: 10 ричтраков, 15 тележек и 30 низкоуровневых комплектовщиков. В России у UniCarriers явный перевес в сторону тяжелых машин: ричтраков и 5-6-метровых штабелеров.
Россия. Национальные особенности
Если говорить о структуре потребления в России, то отчасти существующие тенденции продиктованы историей и уровнем развития складской инфраструктуры. В России за последние 15 лет введено в эксплуатацию много современных складских комплексов, в том числе и РЦ активно растущего сетевого ритейла. А это флитовые поставки техники, описанные выше. Доля UniCarriers на таких объектах пока невелика. А вот на вводящихся в последнее время средних и небольших складах техники UniCarriers достаточно много, и это как раз современные и высокотехнологичные ричтраки и штабелеры.
В Европе складское хозяйство развивается давно, соответственно, сейчас происходит планомерная замена существующей техники или модернизация складов. Поэтому, например, там распространены ричтраки с подъемом на 6-8 метров, а вот для России, где ричтраки встречаются в основном на современных складах, характерно преобладание машин с подъемом свыше 10 метров.
Преимущества техники UniCarriers
Клиенты делают выбор с учетом двух основных критериев: цены и уровня сервисной поддержки. Когда машин определенного бренда много, это является индикатором их популярности и надежности.
Клиенты, которые берут на пробу UniCarriers, затем постепенно полностью переводят свой парк на этот бренд. Формируется крупный портфель заказов. Естественно, что при таком подходе мы уделяем большое внимание развитию сервиса. Для крупных городов речь идет о формировании резидентных постов для оперативного обслуживания удаленных от населенного пункта объектов. Как только формируется популяция машин в определенном регионе, мы приходит туда с сервисом (где-то самостоятельно, где-то в сотрудничестве с партнерами). Мы активно вкладываемся в обучение персонала - как своего, так и дилеров. Это приносит свои плоды: на текущий момент зона нашего сервисного покрытия - значительная часть страны, хотя основные популяции техники сосредоточены, конечно, в европейской части России и ЮФО. Но мы активно нацелились на развитие Урала и Сибири - это наша зона роста.
Новинки от UniCarriers
Ведутся работы по новому поколению штабелеров с кабиной A-Ergo (AJN) и транспортировщикам с платформой PLP. Более подробная информация по ним появится чуть позже.
Вторичный рынок
Пока говорить о серьезном вторичном рынке техники UniCarriers не приходится. Б/у сегмент - это, как правило, выведенные из арендного парка машины, а у UniCarriers в России арендный парк еще достаточно молодой. Хотя, с учетом того, с какой скоростью мы его наращиваем, года через 2-3 мы уже сможем сформировать достаточное предложение. В основном на вторичном рынке востребована «тяжелая» техника - погрузчики и ричтраки, имеющие значительный моторесурс, и реже - штабелеры. Мелкая техника, как правило, доживает свой срок у одного хозяина - ее редко продают. Такая практика характерна и для Европы, и для России. Однако мы рассматриваем возможность выкупа у клиента любой техники и в любом состоянии по системе trade-in. Эта схема может быть выгодна для обеих сторон.
Если говорить о европейском опыте, то, чем тяжелее машина, тем более она ликвидна на вторичном рынке. Ричтраки, как самые крепкие машины, имеют несколько жизненных циклов. В Европе приняты несколько другие сроки, чем в России. Первый этап - продажа или сдача в аренду на 5-6 лет. Второй этап - это передача в краткосрочную аренду: такой техникой перекрываются потребности при пиковых нагрузках в предпраздничные дни и на сезонных работах. А уже после использования в краткосрочной аренде техника уходит на вторичный рынок.