Алгоритм выбора вилочного погрузчика
Выбрать вилочный погрузчик, как, впрочем, и любое другое сложное промышленное оборудование, довольно сложно, особенно учитывая разнообразие вариантов, которое предлагает современный рынок. Сегодня существует огромное количество моделей и модификаций исполнения, оценить достоинства и недостатки которых не специалисту затруднительно. Тем, кто часто приобретает эти машины, системный подход к оценке и выбору машин облегчит работу, защитив от ошибок. Зарубежные специалисты советуют покупателям перед тем, как обращаться к одному или нескольким дилерам, разработать и применять специальную карту-схему, в которой найдут отражение и будут учтены такие аспекты, как условия работы, конструктивные особенности погрузчика и др. И, конечно, следует использовать все возможности для того, чтобы опытным путем оценить возможное поведение машины в эксплуатации: перед покупкой вашим операторам следует провести тест-драйв погрузчика, а механикам – оценить его ремонтопригодность.
Прежде всего вилочный погрузчик должен наиболее точно соответствовать задаче, для выполнения которой он предназначается, т. е. в первую очередь важно учитывать, где и как его будут применять. Казалось бы, это вполне очевидно, но зачастую при покупке погрузчика решение принимается по совсем иным соображениям, например: «Погрузчик, что у нас уже есть, кажется, работает хорошо. Пожалуй, приобретем еще один такой же» или «Спросим у некоторых наших водителей и купим тот, что посоветуют».
Конечно, советы операторов важны, но надо учитывать и другие, не менее значительные факторы. Сегодня мы расскажем о том, как правильно подобрать именно тот мини погрузчик, который вам действительно необходим. Чтобы упростить описание алгоритма выбора, мы рассмотрим только классические вилочные погрузчики с противовесом и с сиденьем оператора, однако многие рекомендации можно отнести и к погрузчикам других типов, хотя при выборе придется учесть и специальные требования.
Анализ факторов выбора лучше начать с оценки физических условий, в которых будет работать погрузчик. Если возможно, то определите, каковы будут условия его эксплуатации в последующие 3…5 лет. Как правило, срок службы вилочного погрузчика составляет 6…8 лет, но на многих предприятиях его удается продлить вдвое и более.
Особое внимание надо уделить характеру трассы и напольному (дорожному) покрытию, по которому будет передвигаться погрузчик: от этого зависят выбор шин и производительность машины, условия труда оператора, условия перевозки груза (например, наличие или отсутствие тряски при движении) и другие факторы. Если погрузчик работает на опасном производстве, он должен иметь специальное исполнение.
Большинство компаний предпочитает унифицировать свой парк погрузчиков, причин тому несколько: операторы привыкают к органам управления машин; работы по техническому обслуживанию хорошо знакомы механикам; есть положительный опыт эксплуатации погрузчиков этой марки в прошлом; хорошо налажены связи с дилером и имеется надежная техническая поддержка. Таким образом, при выборе погрузчика нам надо установить:
Компоненты и узлы погрузчика в значительной степени определяют его возможности. Так, шины должны соответствовать характеру дорожного покрытия. От такой, на первый взгляд, «мелочи» зависит, будет ли погрузчик успешно работать. Радиус разворота машины и размеры груза должны соответствовать минимальной ширине проходов в помещении. Бо’льшая высота подъема вилочной каретки может быть необходима при погрузке поддонов в два яруса в грузовые фургоны и железнодорожные вагоны. Установка каретки бокового смещения вил может быстро окупиться благодаря увеличению производительности погрузчика, а также повысит уровень безопасности работы. С увеличением скорости движения может либо увеличиться производительность, либо снизиться безопасность работы. Благодаря более плавной работе тиристорных гидравлических органов управления меньше вероятность повредить груз. Разумеется, почти за каждое техническое решение, делающее работу на машине более эффективной и удобной, приходится платить, поэтому при выборе машины надо искать разумное сочетание желаемых характеристик погрузчика и стоимости. Основные параметры, которые надо определить в этом разделе, это:
- максимальная грузоподъемность;
- номинальная грузоподъемность;
- маневренность (радиус поворота, минимальная ширина прохода для погрузчика с грузом);
- грузоподъемная мачта (высота при полностью выдвинутой мачте, высота подъема каретки с вилами, число секций мачты, увеличенный наклон мачты, увеличенная высота подъема каретки, привод регулировки вил);
- длина и тип вил;
- тип ходовой части;
- электрический двигатель (переменного или постоянного тока, напряжение, типоразмер и емкость аккумуляторных батарей, способ их снятия – сбоку или сверху, наличие индикатора износа щеток электродвигателя);
- двигатель внутреннего сгорания (мощность, марка);
- скорость движения (переднего хода с максимальной нагрузкой, заднего хода с максимальной нагрузкой);
- скорость подъема и опускания вил (с нагрузкой);
- максимальный преодолеваемый подъем (с нагрузкой);
- усилие на буксировочном крюке;
- гидравлическое оборудование;
- органы управления (ручные, на тиристорах или транзисторах).
Эргономика вилочного погрузчика приобретает все большее значение, но идеальное решение удается найти не всегда. Вот типичные примеры. Операторы обычно предпочитают мягкие шины, устойчивость к истиранию которых низкая, а потому они невыгодны. Удобные для оператора высокого роста органы управления могут совершенно не подходить для оператора небольшого роста. Операторы, которым часто требуется покидать погрузчик, могут предпочесть управление машиной стоя, а не сидя. Вот моменты, важные для удобства работы:
- обзорность;
- органы управления (рычаги, клавишные переключатели, джойстик);
- комфортность сиденья оператора (спинка, подлокотники);
- наличие регулировок сиденья, рулевой колонки, панели управления на рабочем месте оператора;
- уровень шума и вибрации при работе;
- плавность и другие характеристики хода;
- удобство и легкость посадки и высадки из кабины погрузчика;
- кабина (открытая или закрытая, свободное пространство);
- отопление;
- кондиционирование воздуха.
Иногда приобретение дополнительного оборудования, предлагаемого как опция (по заказу), может быть экономически оправдано, иногда – нет. Только вы и ваши операторы могут это оценить. Вот лишь несколько позиций из довольно объемного перечня наиболее распространенного дополнительного оборудования, которое, как правило, предлагает большинство продавцов погрузчиков.
В любом случае, принимая решение о приобретении погрузчика, следует учитывать мнение операторов и механиков. Выводы о том, какие окончательные характеристики (параметры) и комплектацию должны иметь машины, будут сделаны с учетом многих факторов, и это поможет вам приобрести высокопроизводительную машину, которая прослужит долго.